Провожу тренинги для волонтеров и решила вот посягнуть на «святое», развенчать мифы о благотворительности и поделиться тем, что родилось на группе.
1. Желание улучшать и «спасать» этот мир часто исходит у человека из его очень ранней травмированности. Если говорить языком бодинамики — из травмы существования (пренатальный период и первые 3 месяца жизни). Как правило, эту травму сложно осознать (в этом возрасте еще нет логики), да и вспомнить могут далеко не многие. Но она накладывает сильный отпечаток на ощущения от своей жизни и окружающего мира: например, что этот мир не безопасен или что нужно что-то делать, чтобы жизнь стала лучше. И это ощущение настолько значимо, что рождает необъяснимую внутреннюю потребность делать добрые дела.
Отсюда вывод: на самом глубинном уровне мы занимаемся волонтерством и благотворительностью из своих внутренних потребностей, а потребность в помощи другого человека — это не наш мотиватор, а, скорее, точка приложения нашей энергии. И вот тут важно быть с самими собой честным и осознавать: то, что я делаю для других, на самом деле, делаю для удовлетворения своих собственных потребностей (так меньше будет обид и претензий к подопечным).
2. Исходя из п.1, если у вас с одариваемым человеком не было отдельной договоренности на этот счет, то:
ТОТ, кому вы помогаете, ничего Вам не должен. Если должен — см. п.1. и вспоминай лексическое значение слова «благотворительность», которое обнуляется при взаимовыгодном обмене.
3. К взаимовыгодному обмену относятся не только товарно-денежные отношения, но и ВЛАСТЬ над другим человеком. Если я взамен на свою помощь получаю право вмешиваться в чужую жизнь, управлять ею или присваиваю себе это право, то это точно не благотворительность, а использование. И прямой путь к созависимым отношениям. Кто не знает, что это такое — читай про «треугольник Карпмана».
4. Власть и ощущение своей «правильности» делают человека агрессивным. Поэтому, если Вас не просили отдельно об этом — воздержитесь от непрошеных советов, от оценки жизни или усилий одариваемого. Это разновидность пассивной агрессии. Вас звали не за этим. А если за этим, то это уже другой род отношений, но точно не благотворительность.
Только сам подопечный знает, в какой именно помощи он нуждается. Ценность благотворительности состоит в том, чтобы оказать именно ту помощь, которая важна в данный момент для человека, а не ту, про которую вы думаете. Последнее — это ваши фантазии и не факт, что они совпадут с реальностью.
5. Будьте чувствительны к своим границам: невозможно сделать что-то вместо человека (если он сам физически на это способен). Если вы делаете что-то, что мог бы сделать сам человек, но не хочет — вы развращаете его и несете ответственность за то, что развиваете паразитизм у него. Вы можете делать ВМЕСТЕ, если человек способен сам на это действие.
Умейте уйти вовремя в сторону и сказать «Нет». Четко озвучивайте рамки своей помощи, за это вы также несете ответственность: никто не обязан догадываться о ваших возможностях.
6. Если вы настолько подхватили «вирус» благотворительности, что у вас не остается сил на себя после ваших подопечных — это признак выгорания. Очень скоро вы начнете злиться и раздражаться на них. Чтобы этого не произошло, нужно срочно идти на личную терапию и разбираться со своими границами и с ложными ожиданиями.
7. Если вы сейчас вдумчиво читаете этот текст и не испытываете желания уничтожить автора за такие словеса, вы не заражены вирусом «причинять добро». Продолжайте улучшать этот мир 😉