С написания этой сказки начиналась несколько лет назад моя работа сказкотерапевта. Я не могу передать сколько рождается удовольствия, когда вместе с ребенком творишь сказку, используешь подаренные им метафоры, картинки и рожденные в игре с ним сюжеты. А потом перекладываешь это в текст. А потом можно в эту сказку играть снова и снова…
Она написана мною для девочки (7 лет) с высоким уровнем тревожности, у которой был сильный страх неудачи и боязнь любых незапланированных событий. Могла уйти с уроков только потому, что порвалась обложка или беспокойно спать на каникулах, если не дали расписание на следующую неделю. В сказке использованы образы и метафоры, созданные самой девочкой в процессе игротерапии. И дальше мы играли в то, чтобы нарушать с удовольствием привычный порядок вещей и радоваться такой своей силе…
В некотором царстве, в некотором государстве был один сказочный город. Жители этого города были все сказочными героями: гномы и великаны, принцы и принцессы, Снегурочка, Колобок и даже две Спящих красавицы. И жила в этом городе маленькая Русалочка, звали ее Лиля. Точнее, жила она не в самом городе, а в реке, которая протекала возле него. Но она часто выходила на берег, гуляла по городу, играла с детьми и даже ходила в местную школу.
С некоторых пор в этом городе поселилась старая волшебница. Однажды она пришла в этот город и решила там навсегда остаться. Жители города думали, что она волшебница, относились к ней уважительно, а на самом деле, это была злая колдунья, которая вышла на пенсию и решила перестать колдовать. Но колдовство такая хитрая вещь — если оно у тебя есть, то, как ни старайся, оно просится на волю, чтобы сотворить что-нибудь этакое!
И вот как-то задумала колдунья сделать так, чтобы все жители города были всегда счастливы. Задумать-то задумала, а вот спросить у жителей городка, как для них это сделать, она совсем забыла. Ведь только злые колдуньи всегда уверены в том, что лучше других знают, что для них хорошо.
— Сказочные жители запомнят меня надолго, будут восхищаться мной до конца моих дней, — с гордостью подумала колдунья.
И вот вышла она на центральную площадь и стала колдовать: взмахнула волшебной палочкой, прочитала свои заклятья и город мгновенно преобразился.
Все дома засверкали чистыми окнами, яркими красками и новой черепицей, дороги и тротуары оказались вымощены разноцветными камнями, газоны стали просто загляденье — травинка к травинке, все жители городка вдруг оказались одеты в новую, красивейшую одежду, и даже солнце, казалось, стало светить ярче и привлекательней! Жители города очень удивились и обрадовались и собрались на площади, чтобы обсудить новости. Тогда старая колдунья обратилась к жителям городка:
— Я очень полюбила ваш город и захотела отблагодарить вас за ваше хорошее отношение ко мне. Отныне наш город всегда будет чистым, ухоженным и опрятным, вам не придется об этом заботиться. Ваши дома тоже будут сиять чистотой, всё в нашем городе будет правильно, аккуратно и красиво! А все вы всегда будете добрыми и счастливыми.
Сказочные жители обрадовались и поспешили в свои обновленные дома. Вот тут-то и начались чудеса. Как только старший гном переступил порог своего дома, ковер в гостиной свернулся и произнес недовольным голосом:
— Ты почему не вытер ноги?! А ну-ка прекрати нести грязь в дом!
Гном испугался и поспешил скорее переобуться и на всякий случай побежал быстро к рукомойнику еще вымыть руки: а вдруг ковер опят что-то скажет. Но ковер молчал. Зато полотенце резко вырвалось из рук и строго сказало:
-Ты когда последний раз стриг ногти? Твои ногти царапают меня!
Гном посмотрел на свои руки, действительно, ногти были о-го-го, и как он о них забыл? И поспешил скорее за ножницами.
Другие сказочные жители тоже столкнулись с проблемами. Их вещи и дома верещали, укоряли и призывали к порядку и чистоте. Кровати не хотели пускать спать своих хозяев, потому что боялись, что те помнут простыни. Тарелки не хотели быть грязными, платья ругались, когда на них попадала хоть крошка мусора или капля грязи.
Однако нашу русалочку ждал еще более неприятный сюрприз. Когда она подходила к речке, то увидела потрясающей красоты картину: водная гладь была небесно-синего цвета, в ней, как зеркале отражались одинаково правильной овальной формы облака. Симпатичные кустики, росшие в шахматном порядке по берегу реки, были пострижены то в виде куба, то в виде пирамиды или шара. Неторопливо, покачиваясь на шагу, к берегу реки топали гуси-лебеди. Как только первый гусь поравнялся с кромкой воды, по зеркально-ровной глади побежали круги, эти круги, достигнув противоположного берега, внезапно превратились в огромную волну. Волна налетела на гусей-лебедей и расшвыряла их по берегу с грозным шипением:
— Вон отсюда, не портите мою красоту!
Гуси, испуганно отряхиваясь, побежали прочь. Русалочка Лиля, когда увидала все это, испугалась не на шутку: ведь в реке был ее домик, ее мама и папа, ее теплая уютная постель, ее любимые книги и дорогая сердцу скрипка. Как же она попадет туда теперь? Лиля осторожно подошла к воде, наклонилась и прошептала:
— Милая речечка, пусти меня домой, уже скоро вечер, я так устала и хочу спать!
— Не-е-е-ет, — прошелестели в ответ волны.
— Не пытайся туда попасть, детка, — услышала Лиля сзади себя голос, обернулась и увидела старушку, — до тебя здесь лодочник пытался переплыть на тот берег, так его отшвырнуло, мамочки! Аж лодка о дерево разбилась!
И русалочка, расстроившись, побрела обратно в город. А в городе то там, то тут творились невероятные дела! Жители начали собираться на Центральной Площади и делиться своим возмущением. Больше всех ругался Великан:
— Откуда взялась эта старушенция на нашу голову! Жили-жили не тужили, а теперь что, — закричал он, — я должен ходить голодный и умереть с голоду, потому что мои бараны вдруг заговорили и все время твердят, что я нарушаю порядок и гармонию, если я хочу их съесть!
— Да, и я хожу все время голодный, — жалобно сказал Заяц, — потому что наша красивейшая трава превращается в железные колючки, как только я хочу ее поесть, гонит меня с лужайки и кричит, чтобы я ее не мял!
— Да, да, — подхватили другие жители, — мы тоже заметили, что можем ходить только по дорожкам, а наши дети не могут даже шагу сделать на лужайку, чтобы поиграть! А бедные птицы должны все время летать, потому что деревья не хотят принимать их на свои ветки, чтобы с них не осыпались листья и птицы не портили их красоту! И нам приходится все время следить, чтобы мы ни дай бог не запачкали свою одежду или обувь, иначе у нас сразу же начинаются неприятности. А наши дома терпеть нас не могут, потому что мы нарушаем установленный в них порядок! Что же делать?!
— А меня даже печка обплевала раскаленным тестом, когда я поставил печься в нее пироги и случайно забыл добавить в тесто всего один грамм ванили! — сказал булочник и показал свои обожженные руки..
— А нас отшвырнули школьные двери, когда мы пришли в школу, потому что я забыла тетрадку, а у него порвалась обложка на учебнике, — сказала Дюймовочка, держа за руку своего младшего брата, — ведь это жестоко! — и заплакала.
Русалочка слушала все эти возмущенные возгласы и все больше расстраивалась: ведь волшебница обещала им, что они будут счастливы, а получается, что вокруг идеальный порядок, красота и чистота, но никому в этой красоте нет места.
— Это возмутительно! — вскричал вдруг Великан, — я сейчас пойду и разберусь с этой старой каргой, кто бы она ни была — волшебница или колдунья! Я пришлепну ее как комара, как мошку! — сказал Великан, и это были его последние слова. Налетела какая-то серая туча, закружила-завертела и его и — ХЛОП! — Великан исчез, как будто его и не было.
Внезапно на площадь выбежал Мальчик-с-пальчик и испуганно прокричал:
— Война! Там… там, — сказал, он, указывая пальцем в направлении городской стены, — на нас напали!
Жители наперегонки бросились к крепостной стене и увидели войско соседнего Королевства, которое выстраивалось внизу, за крепостным рвом, вслед за войском тянулись пушки, катапульты, всё это вражеские войска устанавливали, нацеливая на стены города.
Тут же горожане бросились вооружаться, доставать кольчуги и копья, мечи и кинжалы. Но, о ужас! Как только очередной воин в полной боевой готовности подходил к крепостной стене, полный отваги и готовности бороться с нападающим врагом, тут же появлялось неизвестное серое облако, раздавался хлопок — и воин исчезал бесследно.
Сказочные жители испугались не на шутку. Тут же кто-то вспомнил, что видел накануне, как его соседи, муж с женой, громко спорили по поводу цвета краски, которой стоит покрасить забор, и их накрыло все то же облако, после чего они исчезли. Кто-то вспомнил, как такое же облако уничтожило его собаку, когда она погналась за кошкой.
— Нет, — внезапно закричала русалочка, — не надо этого делать!
Все горожане обернулись на этот возглас. Невдалеке от нее какой-то мальчик целился из рогатки в воробья. Как только он натянул резинку, над ним стремительно начало сгущаться серое облако. Русалочка, не долго думая, подхватила его, и потащила подальше.
— Ты не понимаешь, — сказала она мальчишке, — нам нельзя быть злыми! Этим мы нарушаем установленную красоту и порядок. Все должны быть только добрыми. Если кто-то злится, он тут же исчезает!
— А как же нам защищать свой город, свои семьи, свою страну? — спросил Дровосек, — Положим, я не могу нарубить дров в лесу, потому что меня отшвыривают деревья, это еще полбеды, сейчас лето, пока никто не мерзнет в своих домах. Но ведь с врагом нужно бороться, неужто мы просто так дадим им зайти в наш город и завоевать нас без единого выстрела?
Кто-то выкрикнул:
— Нам нужно идти к волшебнице или колдунье, как там ее! Пусть вернет все обратно, хоть на время, пока мы с вражеским войском не разберемся.
И горожане толпой поспешили к домику, где жила старая колдунья.
Когда первые из толпы приблизились к дому, они застали там интересную картину: злая колдунья в ночной сорочке и чепчике быстро, несмотря на свои года, бегала по двору за щенком. Щенок что-то держал в зубах и ловко уворачивался от старухи, прячась то под лестницу, то под скамейки.
— Ах негодник, — кричала она, — отдай сейчас же, остановись, ведь это моя волшебная палочка!
Тут щенок со всего размаху влетел головой в дерево, перекувырнулся несколько раз, палочка вылетела у него из зубов и он упал на нее сверху. Хрясь! — и палочка сломалась. И тут злая колдунья рассвирепела не на шутку. Она топала ногами, брызгала слюной, ругалась такими словами, что детям пришлось закрывать уши. Налетело серое облако такой величины, что зрители, столпившиеся вокруг ее дома, в страхе отшатнулись. Облако накрыло колдунью, сверкнула молния, за секунду все рассеялось — и колдуньи не стало.
Народ испугался не на шутку. Злая колдунья стала жертвой собственного колдовства, но кто же их теперь расколдует!
По прежнему необычайно ярко светило солнце, по небу плыли облака правильной формы, трава сияла изумрудным цветом и даже птицы летели стаей, строго выстроившись в правильном порядке и в одном ритме махая крыльями. Но вся эта грандиозная красота уже никого не радовала. Всем было страшно сделать хоть один неверный шаг и поплатиться за него…
Русалочка со слезами на глазах побрела к речке, то тут, то там ей навстречу попадались сказочные жители, которые шли, понурив голову, опустив плечи, многие из них тоже плакали. Лиля подошла к реке — куда же ей было еще идти. Как же ей хотелось сейчас забраться в теплую родительскую постель, уткнуться маме в плечо и услышать от нее, что все это неправда, ей приснилось и на самом деле бояться нечего. Но, увы! Русалочка не могла попасть домой, а родители, видимо, не могли подняться наверх, чтобы защитить родную доченьку. Так она и стояла, плача у кромки воды и даже боялась пошевелиться, чтобы не побеспокоить речку.
Вдруг с тихим шелестом на берег у ее ног опустилась Сова.
— Ты чего плачешь? — спросила она.
— А разве ты не знаешь, что происходит в нашем городе, нас заколдовали, и мы никак не можем расколдова-а-аться, — еще сильнее зарыдала русалочка.
— Знаю, ну и что тут страшного?
— Как же, мы не можем жить обычной жизнью, мы все боимся сделать что-нибудь неправильное, чтобы не нарушить весь этот красивый порядок. Все что делают горожане, они делают со страхом, никто не радуется этому СВЕРХ-ПОРЯДКУ! Раньше я думала, что злиться — это плохо, но теперь я вижу, что нет пользы от доброты, если все добрые только потому, что боятся. Мальчишки не хулиганят, не дерутся, дети не могут бегать по траве, чтобы ее не помять, не могут кататься с горки, потому что боятся порвать одежду, не могут рисовать мелом, потому что будут грязные руки и не могут много еще чего! Я сама уже начинаю ненавидеть эту красоту. Она не нужна никому, если нельзя просто жить, радоваться и получать удовольствие от того, что ты делаешь!
— Ну вот ты сама сказала главное, — с улыбкой ответила ей Сова.
— Что?
— Подумай сама, что лучше всего не уживается с идеальным порядком, с такой нереальной чистотой и красотой. Я не могу сама тебе сказать, потому что готовый ответ не расколдует вас, — прошептала Сова и также, почти неслышно, улетела.
Русалочка перестала плакать, задумалась, и медленно пошла по тропинке в направлении города.
Сказочные жители все также толпились на улицах, хотя уже почти стемнело. Многие боялись вернуться в свои дома. Кто-то возмущался, но не сильно, боясь того страшного серого облака. Кто-то плакал, а кто-то сидел в безысходности, уставившись в одну точку.
Русалочка рассказала горожанам свой разговор с мудрой Совой. Маленькую Лилю обступили со всех сторон и внимательно слушали, не перебивая.
— Так что же нам делать? — спросил кто-то из толпы.
— Я вот тут подумала, когда возвращалась обратно, — сказала русалочка, — с Грандиозным Порядком всегда рядом ходят Высокомерие, Тревога, Страх, Беспокойство, Усталость, Раздражение и Злость. Но я никогда не видела, чтобы там рядом были Непосредственность, Радость и самое главное — Удовольствие. Я вот подумала, а что если мы все станем радоваться и дурачиться?
— Ура! — закричал Мальчик-с-пальчик, — я знаю, что мне надо сделать. Он тут же побежал в соседний магазин, схватил там огромный кремовый торт и подбежал к своему дому. — Я давно хотел так попробовать!
Все с удивлением уставились на него. Мальчик-с-пальчик прыгнул на порог и со всего размаху лицом погрузился в торт, вынырнул из крема с довольной улыбкой, облизался, сказал: «Всё!!!» и шагнул за дверь. Все затаили дыхание в ожидании, что дом выплюнет хозяина, и вещи начнут кричать ему о том, что он грязнуля и негодник. Но, ко всеобщему удивлению, ничего не происходило. Через некоторое время, все еще улыбаясь и слизывая остатки крема с лица, Мальчик-с-пальчик выглянул из окна и закричал:
— Ну что же вы там перепугались, со мной все хорошо!
И тут народ как подменили. Все бросились к своим семьям и своим домам и стали дурачиться и вытворять разные шалости. Мельник обмазался медом, обсыпался мукой с перьями и стал ходить и дурашливо пугать всех прохожих. Кот-в-сапогах стал мастерить себе крылья и пытаться взлететь в небо. Все бросились исполнять свои заветные, но казавшиеся раньше глупыми и бессмысленными желания. Только Дюймовочка стояла растерянно посреди улицы.
— Ты чего? — спросиля ее Лиля.
— Я не знаю, что мне делать, — ответила Дюймовочка.
— А ты прислушайся к себе, что тебе всегда хотелось сделать, но ты думала, что это неправильно или над тобой будут смеяться?
— Я всегда мечтала съесть сразу три мороженых, но моя мама мне никогда этого не разрешала, и даже говорила, что от этого у меня попа слипнется! — сказала Дюймовочка и сама рассмеялась.
— Ну вот, сейчас самое время! — ответила ей, смеясь, Лиля.
— А если я заболею?
— Ну знаешь, лучше ты слегка простынешь, чем всю жизнь будешь жалеть, что не сделала для себя такую малость, — засмеялась русалочка.
И Дюймовочка, вначале неуверенно, а потом все быстрее и быстрее побежала в сторону кафе, где всегда продавалось мороженое.
А что в это время творилось в городе! Всюду раздавались довольные возгласы, смех, даже где-то запустили фейерверк. Вражеский военачальник, когда увидел все это, глядя в подзорную трубу на город, не на шутку встревожился.
«Они замыслили что-то против нас, — решил он, — наверное, они так чествуют союзников, которые пробрались в город тайными тропами». Тогда он послал разведчиков и те донесли, что горожане настолько смелы и беззаботны, что не закрыли ворота в город с другой стороны и не выставили патрули, все радуются, смеются и никто не собирается спать. Это еще больше подтвердило подозрения вражеского генерала. Такого бесшабашного бесстрашия он еще нигде не встречал. С ним ожесточенно дрались — это да, было. Но чтобы его, известного во многих странах своими победами вообще не боялись! Это было нечто! И он решил не рисковать своим войском и под покровом темноты уйти от стен города.
Наутро все горожане вернулись к своим делам. Город жил своей прежней жизнью. Нет, скорее не совсем прежней. Горожане как-то незримо изменились. Внешне это был все такой же сказочный народ, как и прежде, но то здесь, то там раздавался сдержанный смешок, иногда переходящий в гомерический хохот — так жители города, глядя друг на друга, вспоминали прошедшую ночь и свои самые дурашливые причуды. Как ни странно, никто никого не осуждал и не ругал, напротив, все жители городка как-то снисходительней и дружелюбней стали относиться друг к другу. И что еще удивительней, стали меньше ругаться и раздражаться на окружающих, хотя намеренно никто не стремился стать добрей.
Весь секрет в том, что они исполнили свои самые заветные глупые желания и причуды, разрешили себе быть несерьезными и дурашливыми и получили от этого много веселья и удовольствия.
А что же Русалочка Лиля? Она, конечно же, тоже расколдовалась и вернулась к своим расколдованным родителям. Что она сделала для этого? О, это маленький секрет! Как ты думаешь, какую такую причуду она сотворила, чтобы порадоваться и снять колдовское заклятье Грандиозного Порядка?
Но я знаю определенно, что каждый месяц среди горожан она стала проводить конкурс под названием «Моя самая большая глупость», в котором сказочные жители участвовали с превеликим удовольствием. Они все-таки боялись снова заколдоваться в Правильный Грандиозный Порядок и поэтому старались баловать себя разными мелкими шалостями.
© Copyright: Алёна Акулова, 2013. Свидетельство о публикации № 213012801288