Источник: http://affectautism.com/2017/12/04/repetition-in-autism-therapy/
Перевод: Елена Акулова
Редактирование: Галина Ицкович
«Это не значит, что навыки обучения не нужны. Но способность использовать эти навыки в реальной жизни, когда вам это нужно, основана на способности адаптироваться. Адаптация зависит от базовых развивающих возможностей, включая способность творчески интерпретировать идеи. Если вы сделаете это без опоры на социальную коммуникацию и решение социальных проблем, то ваши возможности использовать навыки продуктивным и адаптивным образом будут ограничены.»
Доктор Джошуа Федер
На этой неделе с нами доктор Джош Федер с солнечного берега Солан, штат Калифорния. У доктора Федера взрослый аутичный сын. Кроме того, доктор Федер является детским и семейным психиатром, применяющим на практике модель развития, основанную на индивидуальных отличиях (DIR) и руководитель-эксперт DIR тренинга. Он также является преподавателем концепции DIR Floortime для родителей и профессионалов— и Междисциплинарного совета по вопросам развития и обучения (ICDL), и Profectum Foundation, а также преподавателем в Высшем университете Филдинга по программе PhD «Детское/Младенческое Развитие».
Два года назад в исследованиях, проведенных в университете Карнеги Меллон (Питтсбург), было установлено, что закрепление материала через повторение может ограничивать возможности усвоения навыков у людей с аутизмом. Однако мы знаем, что дети должны повторять действия, чтобы обучаться. Это приводит к вопросу о том, что хорошо, а что плохо для развития в аспекте повторения? Давайте послушаем доктора Федера.
Повторение – мать учения? Ограниченные возможности методики
Kогда ребенoк получает диагноз «расстройствo аутистического спектра», oсновное «вмешательство» – это прикладной анализ поведения (ABA). В ABA-терапии одним из принципов является повторение тех или иных действий одинаково каждый раз, чтобы у ребенка увеличились шансы правильно освоить умение. Однако, исследуя развивающие методики, мы наблюдаем, что, формируя закрепленные навыки, дети не склонны адаптироваться к новым ситуациям.
Д-р Федер приводит пример, когда ребенка обучили задавать какой-нибудь вопрос, чтобы начать беседу с незнакомыми. Но когда ребенок спрашивает у другого человека его имя, то следующий вопрос не может быть одинаковым во всех ситуациях. Вопрoс: «Какой ваш любимый цвет?» кажется странным и неестественным, если задавать его всем незнакомцам сразу после вопроса об имени.
Таким образом, возникает вопрос: «Как обучить наших детей азам общения, с чего начать?». Мы хотели бы достичь вовлечения детей в непрерывный поток двусторонней коммуникации, который является целью DIR/Floortime. Но доктор Федер замечает, что по утверждению развивающего психолога доктора Эдварда Троника, в реальной жизни все происходит совсем иначе.
Когда ребенок растёт и развивается, часто бывает так, что общение между ребенком и воспитателем прерывается чем-то извне, например, когда звонит телефон и т.д. И младенец постепенно понимает, что мама или вернется сама, или он сможет инициировать взаимодействие, чтобы заставить маму вернуться, а затем возобновить двустороннее взаимодействие.
Развиваясь, ребенок уясняет, что он отдЕлен от значимых взрослых, но способен создавать связь, взаимодействие, способен развивать чувство собственного достоинства и чувство уверенности в своих силах, чтобы, когда произошел разрыв во взаимодействии, воссоединить пропущенное и снова общаться.
Это не происходит у детей с проблемами в развитии, поэтому мы пытаемся восстановить такое взаимодействие в Floortime. Во Floortime мы тоже повторяем игру снова и снова, но по-сути это отличается от повторения, потому что это всегда немного разные воспроизведения.
– Какой повтор хорош?
Floortime делится радостью игры с вашим ребенком, чтобы облегчить его развитие, уважает его индивидуальные особенности и различия, и всё это происходит в атмосфере тепла и заботливого отношения. Вo Floortime повторение больше похоже на пример, который приводит доктор Федер в игре с Лего. Мы хотим присоединиться к ребенку в интересующей его деятельности, например, Лего, но мы опираемся на взаимодействие и развиваем взаимодействие:
– «Я не уверен, нужен ли тебе этот блок или тот? Ты хочешь два блока или три? Где я могу их поставить: здесь или там?» В естественной среде мы практикуем разные для ребенка формы взаимодействия. Как только вы получите этот непрерывный двусторонний поток невербальных (и, возможно, даже словесных) коммуникаций и взаимодействий, освоенных ребенком, это создаст фундамент для решения социальных задач и позволит развивать те идеи, которых нет в данный момент.
Такой скачок развития в символическое мышление становится возможным благодаря повторению, которое каждый раз немного отличается. Я привел пример того, как мой сын каждый день, более шести месяцев, строит башни и сбивает их снова и снова, но в естественной обстановке, весело развлекаясь и делая это по-разному каждый раз.
Возможно, это началось с того, что мой сын построил башню и случайно сбил ее руками. Затем он, возможно, ударил ее ногой. Потом он может, например, врезаться в нее в сенсорном тренажерном зале, а затем наехать на нее скутером. С каждым повтором он сбивает башню немного по-иному, при этом также развивает свои визуально-пространственные навыки, свое моторное планирование и способность к цепочке последовательных действий. Тем самым, воплощает свои идеи в трехмерном пространстве и веселится со своим игровым партнером.
– А как насчет обучения умениям, доктор Федер?
– Нейротипичные дети тренируют полученные в школе навыки теми или иными значимыми для них способами. Но это не относится к детям с проблемами развития, которые часто не могут применить новые знания, потому что у них отсутствуют базовые навыки развития.
Большинство обучающих методов основано на распознавании и указании предметов и понятий, например, указание « покажи зеленый кружок», но если ребенок с трудностями в развитии ткнул пальцем в кружок на бумаге, это еще не значит, что он действительно освоил понятие того, что такое «зеленый». Использование чьей-либо заинтересованности в качестве основы для обучения делает процесс во много раз легче. Опираясь на заинтересованность, вы можете делать много открытий, и не обязательно в устной форме.
Что собой представляют ощущения от падающих на вас блоков Лего, и то, каким образом они летят на вас? Затем блоки превращаются в монстра, нападающего на вас, а затем в строительство технологичной башни. Вo Floortime речь идет о том, чтобы принимать идеи ребенка и со временем основывать на них обучениe, а не обучать по стандарту.
– Что делать, если мы остановились в развитии по системе Floortime?
Как мы помогаем нашему ребенку, если он не знает, что делать, и мы также не знаем, что делать дальше? Доктор Федер говорит, что ключ ко всему – это «аффект» или эмоция. Если игра эмоционально стерильна, нам будет очень скучно. Если взаимодействие увлекательно или даже негативно по эмоциональному содержанию, то мы оба больше вовлечены в процесс, и это интереснее, и, как следствие, появляется творчество.
Подумайте о хобби или других вещах, которые возбуждают вас или интересны вам, и как вы себя чувствуете, когда вы делаете это (фрустрация? триумф?). Это те чувства, которых мы хотим добиться в игре Floortime. Многие (вещи и процессы) доставляют удовольствие, но, даже если не все приятно во взаимном общении, мы все равно учимся друг у друга, считает доктор Федер.
Это не только следование за ребенком, но и искренняя заинтересованность в нeм самом, в идеe ребенкa. Один из принципов хорошей терапии заключается в том, что практически любая идея – хорошая идея, даже если это не та идея, с которой вы бы согласились.
Если ваш ребенок хочет заказать 10 пицц, то это довольно крутая идея:
– На что это будет похоже?
– Вау, разве это не круто?
– Да, это было бы очень интересно!
– Как это получится?
– Что мы будем делать со всеми этими пиццами? Можем ли мы съесть 10 пицц?
Вы можете думать и принимать какие-либо идеи без фактического их выполнения. Это вдумчивая работа.
Никто из нас не должен проделывать эту работу в вакууме. Нам всем нужна поддержка. Мы всегда думаем совместно с коллегами и задаемся вопросом, что сделает Floortime лучше. Родители для поддержки полагаются на терапевта, терапевт полагается на своих коллег для рефлективной практики. Вы не теряете время и быстрее достигаете результатов, когда вы работаете вместе с друзьями и коллегами.
– А как насчет ребенка и стереотипных игр?
Как мы помогаем нашему ребенку, если он застрял и не имеет идей, из-за этого делает одно и то же снова и снова? Доктор Федер говорит, что ребенку, возможно, потребуется снова и снова повторять определенные последовательности действий.
Например, есть дети, которые включают и выключают свет. Вместо того, чтобы говорить «стоп», попытайтесь что-то с этим процессом сделать и будьте в восторге от этого. Вполне возможно, что причина его заинтересованности в управлении светом и в том, что он мог быть напуган ярким светом в какой-то момент жизни.
Контроль над включением и выключением позволяет ребенку воспроизвести это переживание. Часть нашей работы должна быть эмпатичной этому переживанию, но также и исследовать, как долго может оставаться свет включен или выключен, или то, что происходит в тот момент, когда свет выключен некотороe время.
Мы всегда хотим поощрять развитие идей наших детей, а не относиться к поведению как к негативному. Если вы просто ругаете своего ребенка, ваш ребенок ничему не научится: ребенок учится благодаря разнообразным игровым взаимодействиям с вами.